В 2010 году наш мир покинул один из самых… Здесь каждый волен подбирать эпитеты на свое усмотрение, но мне бы не хотелось оперировать банальными высказываниями, вряд ли Жозе Сарамаго польстила бы очередная унылая тирада в его адрес. Им созданная аура просто не заслуживает злободневных словоформ, ибо сам писатель едва ли оценил бы подобное, будучи творцом произведений, которые в корне переворачивают представление о религиозных устоях; да что уж там говорить — просто поражают воображение своей оригинальностью и неповторимостью.
Писатели, чьи произведения находятся на виду широкой публики, а их высказывания не сходят с уст критиков, политиков и других влиятельных представителей общества, в той или иной мере подвержены усиленному давлению со стороны этого самого общества, при этом градус давления порой доходит до критических показателей. Сарамаго это касалось не в меньшей степени! Представьте себе, каково приходилось человеку его социального статуса в стране глубоко верующей и почитающей религиозные каноны и уставы, при этом человеку, который открыто заявлял о своих атеистических убеждениях. Трудно сказать, подвергался ли писатель гонениям в родной Португалии, но достаточно принять тот факт, что жители этой страны относились к соотечественнику не самым теплым образом. Его называли антисемитом, его критиковали за, с одной стороны, рациональные высказывания, которые, по сути, радикально расходились с интересами политической верхушки; для человека не существовало две правды, и высказывать он привык лишь одну истинную для него точку зрения, за что и был столь нелюбим. Разве может судьба поступить иначе с человеком его статуса, который не собирался, подобно пазлу, встраиваться в требуемые большинством рамки?!
Сарамаго действительно в открытую заявлял о том, что он склонен к рациональной оценке действительности, при этом отвергая вероятность божественного вмешательства в мироздание всего сущего. Такая схема поведения и мышление не особо свойственна для жителей Пиренейского полуострова: жители страны, по земле которой проходит путь одного из известнейших паломнических направлений, воспитываются согласно вере в Бога, а их календарь исполнен религиозными чествованиями. Именно поэтому, вдвойне любопытным стал избранный творческий путь писателя. Если постараться провести итоговую черту под всем литературным наследием португальца, очевидным станет его стремление объяснить феномен существования такой силы, как вера и религия, причем с противоположного этому течению берега. Порой слегка иронизируя, а временами открыто усмехаясь, Жозе Сарамаго выводил рукой, направляемой саркастическим побуждением, строки, которые в пух и прах разбивали вековые религиозные представления, тем самым вдохновляя многочисленные ряды атеистов и агностиков, но в то же время обрекая себя на нескончаемый поток критики и даже проклятий со стороны сторонников церкви. Сарамаго – борец по своей натуре, но не в привычном для нас понимании, не борец за права и свободы, затертые до дыр «идеалы» и тому подобную чушь; он был человеком, полностью убежденным в том, что он знает, думает и полагает, и именно это он высказывал о духовной стороне человечества. Именно за это его работы часто так сильно гневили церковные институты, будто литературная фикция старого португальца могла бы свергнуть их всемирное влияние, однако именно такая реакция со стороны объекта повествования заставляет задуматься о том, что и под «золотым куполом» не все так свято и чисто. Впрочем, это тема для отдельной дискуссии.
Нас же может заинтересовать иной вопрос: почему человек, не признававший Бога, выбрал теоцентризм основой всего своего творчества? Как вы уже можете догадаться, «Каин» — это не единственное произведение португальца, посвященное Богу, Библии и религии в целом. Мировую известность ему принесла его книга «Евангелие от Иисуса», что недвусмысленно намекает о содержании романа. При этом практически в каждом его тексте можно найти религиозный подтекст. По своей сути «Каин» является венцом всей его философии о мироздании, феномене религии, ее исторических корней. Возможно, внимательному к мелочам читателю этот роман покажется «неполноценным», написанным словно впопыхах, будто автор куда-то спешил, и хотел как можно быстрее закончить работу, при этом позволив себе некое художественное послабление. Читатель, который уже знакомился с другими произведениями писателя, может согласиться с тем, что «Каин» в какой-то степени уступает всему циклу творчества, но этому есть определенное оправдание: Сарамаго будто чувствовал собственную скорую кончину и стремился, во что бы то ни стало, подвести итог всем тем рассуждениям о смерти и бытие, веровании и материализме, которые он вел на протяжении всей жизни. Тем не менее, пусть эти слова не введут вас в заблуждение о том, будто данный роман оказался откровенно неудачным, отнюдь нет!
Мне приходилось встречать свидетельства того, что верующая часть населения планеты приняла роман «Каин» крайне негативно. Для них слова Сарамаго были настоящей клеветой и ересью, и хотя я не могу себя причислить к их числу, тем не менее, могу понять их недовольство. В своей книге «Каин» писатель приходит к полнейшему переосмыслению Библии, или точнее сказать, пересказу ее содержания на свой лад. При этом стандартные представления буквально переворачиваются с ног на голову: Каин, будучи братоубийцей, не вызывает необходимости собственного порицания. Он ведь не виноват в том, что Бог выбрал дар брата Авеля! Авеля, который принес в жертву животного, но оставил без внимания труд Каина, который орошал землю, окропил ее собственным потом, и подарил плоды ее Богу. Но тот отверг плоды, выбрав плоть и кровь. В повествовании Сарамога если и нельзя назвать Бога кровожадным, но уж точно к нему применимы слова «приземленный», «меркантильный». Бог у Сарамого, словно обитатели древнего Олимпа, ничем не отличается от человека: он склонен обижаться, мстить, убивать. Он, по сути, является обычным представителем человеческой расы, но с некоторыми «эксклюзивными правами»!
Обобщая направленность всего произведения, можно сказать, что Сарамаго таким образом кардинально искажает стандартные религиозные представления (хотя возможно слово «свергает» для некоторых будет более подходящим), за что, собственно, и не был принят церковью. Ну а как же иначе: столько веков подряд ты проповедуешь одно, заставляешь всех остальных верить именно в это, пусть у тебя даже нет на то основательных и объективных доказательств, а тут приходит некий сквернослов, к тому же не верующий, слепец, да еще и переворачивает вверх дном вековые устои. Непорядок! Но тем и примечательно творчество Жозе Сарамаго, он переворачивает наше представление. Согласитесь, провокационные заявления всегда притягивают к себе всеобщее внимание. Я думаю, что глубоко верующему человеку не следует читать эту книгу, возможно и обращаться к творчеству Сарамаго в целом не стоит; если же вы более скептично относитесь к религиозной составляющей нашего мира, вы определенно сможете найти новый вектор иронии, порой неприкрытого сарказма, в произведениях португальца.
Отправить ответ