Купить бумажную Купить электронную
Немецкая земля, как никакая другая, подарила мировой общественности столько признанных гениев и мастеров пера, что не может не удивлять и поражать. Лишь на 20-ый век пришлось творчество таких выдающихся писателей, как Ремарк, Гессе, Манн. Этот список можно продолжать, пусть и в этом ряду будут менее известные фамилии. Этот факт интересен вдвойне тем, что человека, который придерживается либеральных левых взглядов, всегда будет интересовать точка зрения людей, непосредственно находившихся под влиянием националистических веяний и течений. Из этих событий можно вывести одну четкую закономерность: немецкие писатели, которые придерживались антифашистких взглядов, оказались на гребне успеха после свержения нацистского режима, в то время как инакодумцы канули в Лету истории и забытья. Вполне возможно, что такая же участь постигла бы и Томаса Манна, истинного мастера интеллектуального романа, не измени он своим провоенным принципам и антипацифистским идеям, которыми был исполнен в период Первой мировой войны. Человек по своей натуре избирателен и склонен к влиянию со стороны внешних факторов, а потому мы бы могли упустить шедевр, подобный тому, который вышел из под пера Томаса Манна, если бы плачевные события начала прошлого века не заставили писателя переосмыслить определенные жизненные ценности, узреть ту адскую яму, в которую мчалась Германия на всех парах, и соскочить с этого рейса в тартарары.
Томас Манн начал создание романа «Доктор Фаустус» в 1943 году, как раз в разгар Второй мировой войны. К тому времени Германия еще не была в предсмертной агонии, однако писатель, проецируя события начала века, позволяет себе вставки, в которых открыто рассуждает о закате немецкого государства и его скорой гибели. К этому моменту он уже был лишен немецкого подданства пришедшими к власти фашистами и около десяти лет провел в статусе эмигранта. Но как бы громогласно или кощунственно ни звучало, Томас Манн был уверен в скоропостижном гниении и моральной гибели не только по отношению к родной Германии, но и всего человечества, или, если выражаться яснее, индивида как неотъемлемого участника общества. Нравственный распад и раскол в ощущении жизнесоставляющих и жизнеутверждающих элементов человеческой психики привел автора к осознанию близкого конца, как-будто над ним довлел некий адский суд. Человек 20-го века больше не является сверхчеловеком или объектом художественного наблюдения и наслаждения. Современный человек аморален, он погряз в алчности, распутстве и эгоизме, ханжество стало движущей силой, а такому стилю существования заведомо сулит тупиковый исход. Наверное, это основная составляющая романа, если говорить вкратце.
История «Доктора Фаустуса» повествует о гениальном композиторе Адриане Леверкюне, который продал душу дьяволу взамен успешной творческой деятельности. Это утверждение может быть спорным, ведь «признаки» сговора с чертовскими силами вполне можно списать на симптомы психического недуга, которым, по сути, и был болен музыкант в последние годы своей жизни. «Доктор Фаустус» имеет четкие параллели с Фаустом Гетте: Леверкюн заключает сделку всей своей жизни и платит очень дорогую цену по контракту, однако «партнер» выполняет и свои обязательства, воздвигнув Адриана на Олимп немецкого композиторского искусства. Как я уже успел упомянуть, плата за такое достижение оказалась непомерно высокой: Адриан вынужден всю жизнь терпеть ужасные головные боли, отказаться от любви, потерять друзей. Закат и увядание его души и тела прослеживается на протяжении всего произведения и подспудно ожидается крах его творчества и моральной оболочки. Примечательно, что Леверкюн заключает свой договор с дьяволом примерно в тот же временной промежуток, когда столь любимая писателем Германия берет курс на нацизм. Томас Манн тяжело принимает этот факт, устами своего рассказчика он пытается хоть как-то оправдать такие идеи своей родины, он прекрасно понимает цель, но не оправдывает методы. Образно говоря, Леверкюн это и есть Германия. Он молод, юн и полон сил в начале произведения, как и довоенная Германия, но его силы увядают, а тело и сознание становятся дряхлыми и испещрены множественными ранами и ссадинами, как только дух фашизма наполнил умы людей.
Проблему Адриана Леверкюна и его жизненный путь в целом можно оценить по-разному. Изначально его судьбу можно анализировать с точки зрения влияния высших, невидимых глазу, бесовских сил. На это указывает множество фактов в произведении: и личная запись Адриана его разговора с чертом, и общий фон произведения, который нагнетает мрачную обстановку и фатальный итог от того становится еще более явным. Однако, человек, склонный к поиску рациональных объяснений и суждений, вполне может допустить полное отсутствие потусторонних вмешательств в судьбу великого композитора и объяснить произошедшее с ним при помощи душевной болезни, отрицать которую было бы как минимум глупо. Недаром последние годы жизни Адриан провел в лечебницы для душевнобольных, а после окончания курса лечения рассудок так к нему и не вернулся. Его покинули способности мыслить, творить, узнавать близких. Кроме того, Леверкюн условился с дьяволом о сроке в 24 года, которые ему были отведены до момента кончины. Композитор был готов принять свою смерть ровно по истечении этого периода, собрав всех приближенных с огромным желанием презентовать свою финальную кантату «Плач доктора Фаустуса». Так уж сложилось, что ему не удалось ее отыграть. Но примечательно отнюдь другое: бес не явился в указанный срок за падшей душой музыканта; пройдет еще несколько лет в полнейшем беспамятстве, прежде чем дух великого музыканта покинет грешное тело. Явление, мягко говоря, странное для типичной модели поведения потусторонних сил, алчно жаждущих заполучить в свое распоряжение столь весомый трофей, как душа настоящего гения.
Последнее творение Леверкюна – «Плач доктора Фаустуса» — это вершина всей его жизни, венец всего его творчества. Однако ее создание потребовало непосильных жертв. Мною уже было сказано выше, что вся последующая после роковой встречи с дьяволом жизнь Адриана шла рука об руку с моральным распадом его личности, пик которого пришелся на написание этой кантаты. «Плач доктора Фаустуса» — это нечто большее, чем просто музыкальное произведение. Леверкюн вкладывает в нее все свое человеческое существо, для него это исповедь в первую очередь перед собой, оправдание за содеянное прегрешение, в котором он искренне раскаивается. Именно на встрече с ближайшими друзьями он изливает душу и приоткрывает занавес в тайны своего успеха, однако такую правду едва ли кто был готов услышать. Свою исповедь Леверкюн пытается увенчать своей едва оконченной кантатой, но силы оставляют его тело, а разум так и не возвращается до самой смерти.
Данному событию предшествовали и другие коллизии, которые, в свою очередь, оставили неизгладимый след на психике Адриана. Читатели, которые поддерживают теорию психогенных проблем Леверкюна, наверняка смогут составить целый логический ряд событий, которые в итоге и погубили музыканта. Смерть друга Руди, отказ возлюбленной Мари, в конце концов, трагическая судьба маленького племянника Непомука не могли просто так пройти бесследно. Леверкюн, привыкший внутри себя заточать любые переживания, не давал волю своим эмоциям, возможно, это его погубило, ибо столь печальные события в жизни едва ли можно перечеркнуть другими позитивными свершениями без каких-либо последствий.
Судьба Адриана Леверкюна печальна, хотя на его долю пришлось непомерное количество проделанной работы самого высокого полета творчества. Его пример может научить нас тому, что каждое деяние имеет свои последствия, и чем серьезнее выполняемая нами акция, тем весомее будет итог. При этом не столь важно, во что мы больше верим: в руку дьявола в жизни Адриана или же нечто иное… Однако каждый волен избирать свой собственный инструмент, заставляющий нас двигаться вперед.
Отправить ответ