Возможно, это будет грубым заблуждением, но с точки зрения литературной перспективы выглядит несколько ошибочной и даже болезненной просьба многих авторов о сжигании незаконченных работ после их смерти. Ярким примером подобной ошибки является случай с Францом Кафкой, который обязал своего литературного поверенного уничтожить все недописанные произведения после своей смерти. К счастью для читателей, слово, данное писателю, было нарушено, и мир увидел все литературное наследие великого писателя. Подобно Кафке, Владимир Набоков также завещал сжечь свои незаконченные произведения, но его жена и сын не смогли исполнить волю творца. Нет никаких сомнений в том, что для читателей любое сожженное произведение является огромной потерей, но если воля творца завещала рукописи именно такую судьбу, то исполнение должно быть приведено непосредственно рукой ее создателя.
1. Николай Гоголь
Именно этот писатель находится в первом ряду, ведь о трагической судьбе второй части «Мертвых душ» не знает разве что младенец. Великого русского писателя всю его жизнь окружал ореол таинственности и дьявольской мистики, но сам Гоголь едва ли был готов придать огню свое творение. Но лишь до тех пор, пока один фанатично настроенный священник не убедил Гоголя в греховности его работы, которая ведет своего создателя к полной утрате пристойности. В порыве необъяснимого приступа Николай Гоголь уничтожил черновую запись, в которой содержалась вторая часть «Мертвых душ». Вряд ли это можно объяснить иначе, как бесовским проведением. К сожалению, через две недели после этого события не стало и самого писателя.
2. Джерард Мэнли Хопкинс
Английский поэт Джерард Мэнли Хопкинс был еще одной творческой личностью, чьи религиозные взгляды резко контрастировали с литературным опытом. Все началось с того, что на Великий Пост он перестал сочинять стихотворения, но позднее, будучи уже иезуитским священником, в порыве религиозных смятений он не только отрекся от стихов, но и сжег огромное количество своих ранних трудов. К сожалению, читатель так и не увидел большую часть его трудов, но как говорил Умберто Эко, великий поэт должен сжечь свои ранние стихотворения, а не пытаться их издать.
3. Джеймс Джойс
В то время как многие авторы подвластны религиозным переживаниям, которые подталкивают их к уничтожению своих произведений, существует целый ряд писателей, готовых на подобный шаг исключительно в силу своих эстетических убеждений. Например, Джеймс Джойс настолько разочаровался в своем автобиографическом романе «Герой Стивен» после 20-ти отказов, что единственно разумным применением для него оказалось придание огню. Но в этот момент, словно по велению невидимой верховной силы, на сцене возникла жена писателя – Нора – и, рискуя своим здоровьем, извлекла из пламени рукописи мужа. Позже этот черновик был существенно переработан, а итоговый вариант романа получил название «Портрет художника в юности».
4. Роберт Льюис Стивенсон
Если жена Джеймса Джойса помогла ему спасти его произведение в прямом смысле, то супруга Роберта Льюиса Стивенсона помогла своему мужу в духовном плане. На ранних этапах создания нового произведения Стивенсон нередко прибегал к помощи своей жены, а она, в свою очередь, полагала, что черновой вариант новеллы «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» была написана в «неправильном» стиле, то есть применял чрезмерно буквальный подход к аллегорическому по форме и содержанию рассказу.
Будучи больным и прикованным к постели, Стивенсон пришел в ужас от того, что его же собственная рука бросила черновик прямо в огонь. Он позвал жену и попросил принести ему пепел – все, что уцелело от рассказа. Но если в случае с Джойсом его идея частично уцелела на бумаге, то Стивенсон полностью сберег ее в своей голове. Отчасти благодаря стимулирующему воздействию лекарственных препаратов, он восстановил рукопись менее чем за неделю.
5. Отесса Мошфег
Мы уже обсудили религиозные и эстетические причины уничтожения написанных произведений, но многие ли писатели сжигали свои труды ради выживания? Есть по крайней мере один пример. Отесса Мошфег, временно покинув жизнь на Манхэттене ради уединения в старой хижине в Мэне, в одну холодную ночь осталась без дров для печи. Чтобы не умереть от холода, ей пришлось сжечь некоторые из своих работ. Возможно, это всего лишь преувеличение, и вряд ли бы писательница распрощалась с жизнью, но это конечно же редкий случай, когда автор сжигает рукописи из чувства физической необходимости. К счастью, Отессе хватило времени и вдохновения, дабы воссоздать черновой вариант, из которого родилось произведение “A Dark and Winding Road”.
1
Отправить ответ
В конце XV века во Флоренции развернулись интересные события. В то время там активно проповедовал Савонарола, человек честный, резкий и фанатичный. Одно время его проповеди возымели такой успех, что когда разжигали костры, на которых палили «неугодные Богу» произведения искусства, сами авторы, проникшиеся проповедями, приносили картины и рукописи, чтобы бросить их в костер. Что было сожжено и какое влияние могли бы эти произведения оказать на историю — мы никогда уже не узнаем.