Хемингуэй «Фиеста»

fiesta1Купить бумажную  Купить электронную

При знакомстве с творчеством нового для себя писателя иногда возникает такая ситуация, что в руки попадается «не то» произведение, и первое сложившееся впечатление может отбить желание вернуться к этому автору в дальнейшем. Подобная ситуация у меня приключилась с творчеством Хемингуэя. Не могу сказать, что «Фиеста» произвела на меня сугубо отрицательное впечатление, и с тех пор я даже не помышлял взяться за другие книги Хэма (уж позвольте мне столь фамильярное обращение), вот только не было сиюминутного желания сделать это. Однако влияние одного лишь имени этого человека оказалось настолько весомым, что мысль о том, что ну не спроста же он считается признанным, бесспорным классиком, одолела меня полностью. Поэтому я вернулся к творчеству Хемингуэя и нисколько не пожалел. Возможно дело в том, что я прочитал «Фиесту» в первый раз еще в юности, в то время, когда на вещи еще смотришь поверхностно, нежели в более зрелые годы. А вы ведь согласны с тем, что «Фиеста» примечательна как раз своей глубиной, отнюдь не поверхностностью?! Так и в нашем случае, «Фиеста» кардинально контрастирует на фоне остальных работ Эрнеста, а в глубоком смысле, возможно, является лучшим творением, когда-либо им написанным.

Приходилось встречать мнения, авторы которых негодуют по поводу содержания романа, якобы, что там такого особенно можно найти. Персонажи только тем и заняты, что напиваются до беспамятства и прожигают жизнь в череде вечеринок, пьянок и бесконечных загулов. Многим не по душе «телеграфный» стиль написания. Итак, давайте разбираться.

Некогда Гертруда Стайн нарекла целое поколение молодых людей «потерянным». Позднее Хемингуэй ввел этот термин и в свой обиход. Несомненно «Фиеста» это ода «потерянному поколению»; людям, вернувшимся с полей Первой Мировой, пережившим весь тот ужас и вместе с тем оставившим часть своей души на полях сражений. Им трудно привыкнуть к мирной жизни, трудно найти свое место под солнцем. Все что остается, топить горечь в алкоголе. Собственно этим и занимаются персонажи «Фиесты».

Роман основан на реальных событиях, имевших место в Испании, где Хемингуэй посетил бой быков вместе с друзьями. Все они стали прототипами персонажей в произведении, однако самым любопытным для меня остается Брет Эшли. Общее впечатление, что это очень ветреная особа, крайне непостоянная в своих суждениях и поступках, легкомысленная эгоистка. В процессе чтения я пытался найти весомые аргументы и переубедить себя в этом, но так и не смог. К концу книги я окончательно убедился в том, что она не способна на взаимную любовь, максимум ее возможностей это симпатия, которая ни к чему не обязывает. Вся ее любовь заключается в удовлетворении своих нужд и потребностей, для нее это способ существования. Она не способна на сострадание или сочувствие к ближним, а вся ее энергия направлена на получение сиюминутных удовольствий. Сложившиеся отношения с тореадором Ромеро являются ярким тому подтверждением. Хотя любой ее краткосрочный роман еще больше убеждает меня в этом. В моем понимании типичный представитель «потерянного поколения» это мужчина средних лет, побывавший на войне, злоупотребляющий алкоголем и не способный определить смысл собственного бытия. Едва ли эти характеристики можно отнести к персонажу Брет, но меня не покидает стойкое ощущение, что именно она является самым ярким олицетворением данного поколения. Не типичным (будь то Джейк или Роберт Кон), а именно самым ярким!

Хотя стоит полагать, что по замыслу автора именно Джейк Барнс олицетворяет собой всю боль и страдание целого поколения. Война оставила неизгладимый след на теле Джейка, и как он сам признавался, это ранение не позволяет ему полностью полюбить девушку. Именно поэтому ему только и остается, что вечно тенью следовать за Брет, не имея не малейших шансов на состоятельные с ней отношения; опьяненный любовью к этой девушке,он готов следовать на край света за ней по первому же требованию. Так приключилось в Мадриде, когда Брет была вынуждена просить помощи, оставшись без средств. Конечно же, без раздумий она обратилась к Джейку. Она знает, что он не сможет ей отказать, она знает, что он влюблен в нее, именно этим она пользуется, оставаясь всего лишь другом. А ведь Джейк несчетное количество раз повторял признания ей в любви, и Брет даже отвечала ему взаимным признанием, но в результате это были всего лишь слова. Именно в этом понимании Джейк слеп. Он не видит всей сути положения, окутанный туманом неразделенной любви, он готов на любые жертвенные приношения ради комфортного существования другого человека. Кто-то может сказать, что так и должно быть, что человек должен переступать через собственные потребности, кто-то возразит и скажет решительное нет подобному романтизму. Выбирать каждому свое.

Мне удалось перечитать «Фиесту» несколько лет спустя после первого прочтения, уже имея в своем «багаже» другие прочитанные произведения автора. И лично у меня складывается такое впечатление, что «Фиеста» остается его самой «глубокой» работой. Если мы посмотрим на такие произведения, как «Прощай, оружие» или «По ком звонит колокол», мы четко можем понять, что здесь не о чем не надо догадываться, ни в чем не надо разбираться. Мы просто сопереживаем, а вся «глубина» остается на поверхности, все отчетливо и понятно. Для меня Хемингуэй в «Фиесте» предстает такой обособленной личностью, которую я никогда раньше не встречал, этот Хемингуэй никогда больше не появляется и лишь какие-то его черты можно увидеть в «Старик и море».

4

Отправить ответ

avatar
2 Comment threads
2 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
3 Comment authors
AlexИванSc@rlett Recent comment authors
новым старым популярным
trackback

[…] это выражение, включив его в эпиграф своего романа «Фиеста». На самом же деле, термин потерянное поколение […]

Sc@rlett
Читатель
Sc@rlett

Когда берёшь в руки книгу под названием «Фиеста», то ожидаешь праздника в произведении, но Хемингуэй задумал всё иначе… После прочтения работы чувствуешь смятение, понимаешь насколько Эрнест Хемингуэй гений, дав именно такое имя книге. Ведь в самом названии произведения уже заключается глубина всего происходящего в повествовании. Это книга о людях, которые не знают как жить, не знают что чувствуют и что делать со своей жизнью. Персонажи не задумываются о будущем (впрочем это прослеживается во многих книгах писателя), для них жизнь — это здесь и сейчас. Центральными персонажами являются Джейкоб и Брет и всё действие крутиться вокруг них, они являются катализатором всего… Читать дальше »

Иван
Читатель
Иван

Хемингуэй свою книгу «Фиеста» не назвал. Название «The Sun Also Rises». Фиеста это отсебятина русского переводчика.