Харуки Мураками «Дэнс, дэнс, дэнс»

Наверное, мало кто поспорит с тем, что Харуки Мураками является одним из самых продуктивных писателей из страны восходящего солнца, но в то же время его характерный стиль превратил писателя в настоящего изгоя в ряду таких новеллистов традиционной японской школы, как Ясунари Кавабата, Кобо Абе или Юкио Мисима. Так уж сложилось, что писательский путь Мураками был проложен отнюдь не по родным землям, а вышел далеко за ее пределы и уютно возлег на территории США, где и впитал в себя ее быт, культуру и привычки. Американизмом пропитана буквально каждая страница книги. Рассказчик завтракает пончиками – типичным американским блюдом, ходит в McDonalds; герои романа читают Трумена Капоте, смотрят фильмы с Клинтом Иствудом и Джоди Фостер; слушают старый американский рок. Но это всего лишь детали!

Его книга «Дэнс, дэнс, дэнс» является одним из ярчайших олицетворений всего творчества. Если хотите, среднее арифметическое!«Дэнс, дэнс, дэнс» — это заключительная часть трилогии Крысы, в которой наконец-то завершаются все поиски рассказчика. Впрочем, все персонажи романа находятся в постоянном движении, не только главный герой. Мураками буквально дарит бизнес-путевку читателям по двум противоположным по своему содержанию странам: Японии и Америке (пусть дальше Гавайских островов он нас и не отправляет). Но воспринимать данное чтиво с практической точки зрения никак нельзя.

Персонажи книги

Как и в предыдущих частях этой трилогии, рассказчик встречает на своем пути (причем этот путь можно воспринимать не только лишь в пространственном, но и временном отношении) разных женщин. Настолько разных, что порой их принадлежность к человеческому виду ставится под сомнение. Ему встречаются не только милые и привлекательные девушки, но и создания его мечты, проститутки, а также девчонка, по своему характеру больше схожая на опытную и все видавшую девицу. Конечно же, речь идет о 13-летней Юки, которая практически уводит повествование в сторону, словно запутывая, отвлекая рассказчика от своих поисков. Несомненно, Юки – это японская Лолита, и именно благодаря писательскому мастерству Мураками можно провести подобное сравнение, впрочем, как и с уверенностью утверждать, что каждая из перечисленных девушек обладает поистине индивидуальным набором характеристик.

Не трудно догадаться, что неназванный рассказчик в романе «Дэнс, дэнс, дэнс» переживает своеобразный кризис среднего возраста после развода. Его умственное здоровье, пусть и не столь очевидно, находится на краю пропасти, его настроение и психологическое состояние шатается где-то между депрессией и законченным нигилизмом. Смысл жизни (или смысл жить?) для него глубоко затерян, а свое никчемное существование он поддерживает временными подработками в написании рекламных статей и подпитывает неисчислимым количеством алкоголя. Вернее, он просто «разгребает сугробы».

Проблематика

Творчество Мураками всегда было аполитично. Он с куда большим интересом фокусируется на индивидуальных чертах личности и их проблематике. Но книга «Дэнс, дэнс, дэнс», наверное, больше всех остальных его произведений наделена политической составляющей, поскольку фоном всего романа является капитализм в ярчайшем его проявлении. Капитализм виден буквально во всем: в привычках и образе жизни главного героя, в самой стране, где он живет (или по крайней мере то, как он ее воспринимает), но эпицентр развитого капитализм сконцентрирован аккурат в отеле «Дельфин». По крайней мере, для рассказчика он является не просто временным убежищем, а настоящей колыбелью тайн, выросшей из ветхих стен прежнего отеля, приобретя действительно монструозный вид.

Здесь, в здании отеля «Дельфин», мы вновь встречаем уже знакомого нам Человека-Овцу. Для читателя, в свою очередь, это новая проблематика, новая загадка! Кто он, этот загадочный Человек-Овца? И что он делает в темноте – некоем альтернативном пространстве существующей реальности? Писатель не ставит четких рамок, равно как и не дает вразумительных объяснений. Человек-Овца – это тот, кем его представляет каждый читатель в отдельности. Для кого-то он всего лишь призрак, а для кого-то целое сознание, воплощение старого мудреца, символ святости в разрушенном мире, а может просто элемент художественной выдумки. В любом случае, его пространные речи отнюдь не лишены логики. «Танцуй. До тех пор, пока играет музыка».

Что ж, я бы прислушался к его совету, ведь ничто не вечно, даже музыка.

Другие книги «Трилогии Крысы»:

Отправить ответ

avatar