Фантастические возможности виртуальной реальности

По следам публикации «Экскурсия по Плоскому Миру Терри Пратчетта» и «Что вы не знали о «Властелине колец».

 

Писательский хлеб – не самый легкий, не просто оставить хотя бы малый знаковый след, ощутить, увероваться и найти свое призвание, не просто найти своего сопереживателя-читателя, и уж совсем не просто сделать это занятие источником своего существования. Здесь уж точно необходима искра божия, сочетание характерных индивидуальных качеств, способностей, и, несомненно, умение управлять ими (то есть, сопоставлять, анализировать и делать правильный выбор). И наконец, опять, провидение божие, его величество случай, возможность для реализации, востребованность. Успех, известность и благополучие требуют труда и самоотдачи. Плодотворность, а соответственно, и финансовая составляющая современной писательской деятельности предполагает и наличие растиражированности, порой «сериальности» в «киношном» понимании значения этого слова, работ автора. Совпадение запроса на жанровый литературный продукт и авторского предложения дает очень эффективный экономический результат. Де-факто: автор, что называется «в обойме», гарантированно при гонораре; «литературный продукт» взрощенной субкультуры «альтернативная история», гарантированно находит благодарного потребителя ( анонсируется, рекламируется, печатается, экранизируется, тиражируется в анимационных римейках, компьютерных играх, настольных ролевых играх, ролевых играх живого действия в сообществах исторической реконструкции, квест-атракционах, живописно-оформительских иллюстраторских работах, органично звучащем музыкальном сопровождении той же стилистики, фантастических комиксах и коллекционных игровых картах, логотипно-сувенирной продукции); выгодополучатели-бенифициары, то есть, заказчики музыки этого процесса, соответственно, при дивидендах, удовлетворенном себялюбии значимости господствующего. Иными словами, в меру глубины понимания происходящих процессов каждая из сторон является получателем своего интереса: кому дивиденды, кому гонорары, кому досуг и пища, ну а в меру непонимания – принимая блесну за зрелище, осознание, что за все надо платить, даже за удовольствие, а кому гонорары, кому дивиденды. Вот прямо слетает с уст созвучная библейская истина: «…кесарево – Кесарю, а Божие – Богу».

Вялый ход авторской мысли с приземленными меркантильными рассуждениями, отдаленно сопрягающимися с литературной тематикой – этой одухотворяющей человеческую ипостась, хотелось бы разбавить некоторыми фактами и соображениями, дабы несколько повысить значимость этой статьи, не более.

Фэнтези (англ. Fantasy – «фантазия») – жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале ХХ века. В 1960-е – 1970-е гг. одним из наиболее востребованных жанров литературы для молодёжи была научная фантастика. От современной литературы в жанре «фэнтази» она отличалась тем, что в её сюжетах был запрет на магию, а «чудеса» должны были твориться на основе достижений науки. Жюль Верн, классик приключенческой литературы, один из основоположников жанра научной фантастики, обладал великой магией предвидения, и явил собой пример идейного вдохновителя, творческого созидателя вербальных образов-форм (сегодня сказали бы – мемов) горизонтов грядущего, знаменем новой общественно-исторической формации, новой философской парадигмы второго технологического уклада промышленно-технической революции. Из 116-ти фантастических сюжетов его произведений, идеи ста нашли воплощение в реальной жизни в виде рукотворных технических средств и технологических новшеств, составляющих непреложную основу технического прогресса и развития всего человечества.

Этот самый технический прогресс, усилиями и талантами многих поколений получил планетарный размах. Поскольку «белых пятен» на карте нет, практически не разведанных и обжитых человечеством мест на нашей планете Земля уже нет, само человечество, в силу биологического единства, настолько смешалось, что из великого многообразия этнических культур, пройдя переплавку, вольно или невольно инициировало выработку единой, унифицированной, универсальной, порой обезличенной, техносферной религии. Глобальный масштаб освоения планетарных ресурсов – глобализация, продвигает и новые вызовы, опять же планетарного масштаба и значимости, в сфере культурологической, сфере новых духовных ориентиров и ценностей. Массовая, массированная сиропная пропитка всего «культурного слоя» обиходного пирога «общества потребления», с привкусом «фэнтези», просто поражает, и даже с трудом охватывается воображением, и не поддается оценке одномоментно и целостно в реальной, спонтанно возникшей ситуации. Неожиданно задаешься вопросом: почему «фэнтези» – реальность как воплощение фантастики прошлого, как субкультура «альтернативной истории» современного всепоглащающего общества потребления, приобрела такие глобальные масштабы. Почти повсеместно вытеснила, или полностью подменила (по смысловой нагрузке – подмяла) свою «научную» родоначальницу и предшественницу.

Виртуальные мифические герои, сюжеты, стилистика, сказочная экзотическая батальная атрибутика, выдуманные миры и события современными передовыми, мультимедийными и не только, технологиями и средствами (гаджетами), неизменно переносят нас в далекое, глухое средневековье. Как известно, средневековье было и «темным», с инквизицией и кострами, массовыми эпидемиями и мором, охотой на ведьм и мракобесием. Что это? Шаг вперед, два назад. Да, известно, что историческое развитие имеет цикличность и повторяемость. Известно также, что мрачное средневековье сменила эпоха Возрождения, с его титанами мысли, их бессмертными творениями, принадлежащими общечеловеческой культуре, и это несколько вдохновляет, не позволяет впасть в уныние, один из смертных грехов в библейской иерархии ценностей.

Но, опять-таки, возвращаясь к «неожиданно возникающему» вопросу. На поверку очевидна определенная инверсия, замещение целей и средств высокотехнологичными, заоблачными, ну, хорошо, «облачными» технологиями воздействуют на объект, ранее считавшимся «мерой всего…» (ну, это очень рано, еще до возникновения библейской концепции), или «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…»[1] все в той же трактовке библейской концепции. Может быть «Концепция», она же «библейский проект», не работает, если позволяется или приходится перелицевать духовную возвышенность «по образу и подобию Божия» на человека «ведомого инстинктом», этакого «полномочного потребителя»[2]? А может быть, вообще крамола, создается новая религия материалистического потребительского атеизма? Как-то, все-таки, надо управлять «толпами» (слово «толпа», применяется здесь и далее в рамках термина о толпо-«элитарной» модели структуры общества, прим. — автора)[3]. Патетическое «сотворим», выступающая уже как технология, в силу все той же инверсии, явно дает какой-то сбой, наверное, таки, технолог напутал. Переписывание истории, изящной, художественной подменой «альтернативной истории», конечно же, абсурд, не абсурд – технология психофизического с элементами нейролингвистического воздействия, благодушная текстологическая эвфемизация (ну как без – «измов», позвольте?) феерического магического эффекта. Подвластные магии, сказочными технологиями манипулирования массовым сознанием, созданной виртуальной «альтернативной историей» дают все больше реальных, непредвиденно предопределенных, явственных воплощений в жизни, подтверждающих фактов. Битвы сил добра со злом, традиционные культовые для «фэнтези» жанровые войны в средиземноморье, извиняюсь, в мифическом «средиземье», реализуются в виде торговых, сетевых, гибридных за рынки сбыта и территории, этнических, религиозных конфликтов. Поднятые на хоругви, фантомные прожекты по разрушению (читай – передел) господства Мордора находят поддержку в перекрое карты – процветающей, сытой, толерантной, и созданию гордых, независимых, разрозненных, управляемых средневековых княжеств. Свербящее, до зуда: как-то, все-таки, надо управлять «толпами», особенно в период фазового перехода на качественно отличающийся последующий этап, по меньшей мере, в новый шестой технологический уклад, с его «искусственным интеллектом» и пока еще гипотетическим позиционированием самого человека

Пугающе много аллюзий и параллелей. Неспокойно, как-то, в датском королевстве. Просвещенная философская мысль, в очередной раз, уже без марксистских «призрачных» пророчеств, открыто говорит о «Матрице Апокалипсиса». Не давая никаких ответов и рецептов, констатируя, что: «имплозию (взрыв направленный внутрь, разрушение под влиянием внутренних факторов – прим. автора) не остановит ничто»[4]. «Победа имплозивного над взрывным предрешена»[4], а непредсказуемость, множественность выбора и вариантов развития открытой цикличной системы с приближением к точке бифуркации – инвариантна. Отмечая при этом: «масса олицетворяет – пограничное и парадоксальное – состояние социального»[4]. Массы, дорогой мой читатель, умный, думающий, и без сомнения массовый – это мы с тобой, ни сколько не исключаю и свою скромную персону из «несть числа». По утверждению релятивиста фантаста, с научной изящностью установившего канал общения со Вселенной, признано перспективным «скрытые массы», по принципу фрактальности (самопохожести — автор) теории бесконечности, сравнивать с космической тьмой, как самостоятельной объективной субстанцией, особой формой движения материи, ее исконно первичным состоянием, носителем и источником света, во взаимодействии со светом – аккумулятор информационного поля Вселенной[5]. Именно это и вселяет большой оптимизм. Каким бы материальным или духовным «фастфудом» не пичкали массы, именно в силу своей массивности и массовости, найдутся силы и возможности сопоставлять, анализировать и делать правильный выбор. «Очевидно, именно благодаря массам и их непроизвольному юмору мы и входим в патафизику[6] социального, наконец освобождающую нас от всей этой метафизики социального, которая давно нам мешает»[4]. Таков позитивный авторский вывод, и хороших нам литературных находок, открытий, приятных впечатлений от прочтения и общения с книгами.

 

 

Примечания:
[1]Библия, Бытие, 1:26.
[2]Жан Бодрийяр, Общество потребления. Его мифы и структуры.
[3]ВП СССР, Аналитические записки.
[4]Бодрийяр Ж., Сиоран Э. Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы.
[5]Хокинг С., Мир Стивена Хокинга.
[6]Альфред Жарри, пьеса «Гиньоль» 1893г., (термин — псевдофилософский, иронический – автор).

Отправить ответ

avatar