Купить бумажную Купить электронную
«Ну хоть с третьего раза!» Именно такую характеристику давали некоторые критики роману Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта» после ее появления на свет. Это действительно третий по счету роман писателя (после «Коллекционера» и «Волхва«), однако с данной критикой можно спорить до бесконечности. И дело не только в том, насколько удачной вышла из-под пера его книга, но и в целом литературном наследии писателя. Едва ли найдется хоть один человек, усомнившийся в его художественных способностях, но не менее отличительными выглядят и его философские суждения и сюжетные перипетии. Это во многом касается всех его работ!
«Женщина французского лейтенанта» (другой перевод) — это, своего рода, роман-насмешка, в котором Джон Фаулз отдает некую дань традиционной Викторианской эпохе и произведениям таких писателей, как Чарльз Диккенс и Джордж Элиот, но в то же время заигрывает с читателем и его ожиданиями о том, что эти традиции из себя представляют. Фаулз глубоко погружается в интеллектуальную, социальную и артистическую среду Викторианской Англии, тем самым предлагая читателю подробный экскурс в тот исторический период вместо драмы отдельного человека. Его главные персонажи ярко выделяются на фоне тех медленных изменений, которые переживала Британия: упорная борьба между верой в науку и последователями религиозных устоев, под влиянием которой и сформировался образ Новой Женщины — независимой и самодостаточной личности. Однако различия между сословиями по-прежнему несут разграничительный характер.
Классовые различия
Таким образом, строгая демаркация классов и полов в Викторианской Англии находит свое яркое отображение в романе Фаулза. Чарльз — один из основных персонажей в книге — истинный джентльмен, которому, согласно всеобщему мнению, стоит быть выше своих подчиненных, выше своей невесты Эрнестины и некой молодой особы — Сары. Каждый из персонажей прекрасно осведомлен о строгой классовой сегрегации, и автор использует эту тему, чтобы размыть эти барьеры. Например, действительно ли Чарльз интеллектуально находиться одной ступенью выше той же Сары?! Его пугает одна только мысль о работе в компании будущего тестя, ведь по установленным социумом законам он никак не может опускаться до столь «низкого» уровня.
Наличие классовой системы и патриархата в обществе определенно ограничивали возможности женщины. Именно с такими условностями сталкивается Сара. Несмотря на то, что ее образование и смышленость поднимают ее значительно выше по социальной лестнице по сравнению с отцом-фермером, это ей нисколько не помогает вырваться из заточения одной роли — служанки. Получается, что общество дважды ее отвергает: за то, что она была рождена женщиной, и за то, что была рождена среди рабочего класса.
Характеры
Возможно, вышеперечисленные обстоятельства трансформирует обычный роман между Чарльзом и Сарой в нечто более животрепещущее. К слову, нельзя в очередной раз не восхититься талантом Фаулза и не отметить его успех в сглаживании «острых черт» характера обоих персонажей. В противном случае, нам бы не составило никакого труда возненавидеть эгоистичную и недалекую природу Чарльза, а также саморазрушительную и напрочь непроницаемую натуру Сары. Но Фаулз и не делает попыток идеализировать обоих, ведь только в одном из трех альтернативных финалов можно увидеть намек на счастливое, но иллюзорное, окончание.
В романе Сара выглядит большой загадкой не только для читателя, но и для самого автора. Стоит отметить, что существует определенный элемент притворства в том, кто Фаулз, якобы, отрицает собственную власть над главными героями, но такие его проделки тем более добавляют интриги в содержание, а без их наличия даже дуалистические концовки выглядели бы немного пресно. Получается, что Фаулз внедряет в текст определенные детали, которые позволяют судить не только о моральной и мотивационной составляющей своих персонажей, но и всей Викторианской Англии.
Джон Фаулз — истинный экспериментатор в литературе, сродни которому едва ли можно вспомнить еще писателей. Вот и получается, что «Любовница французского лейтенанта» — это некий гибрид, который включает в себя постоянно отклоняющиеся повествования о Викторианской эпохе и нотки постмодернизма. И хотя на момент публикации игры Фаулза с формой повествования были очень оригинальны, сейчас навряд ли чем-то можно удивить современного читателя. Поэтому оценка романа зависит строго от того, как прочно химерический характер романа въедается в душу каждого из нас.
Отправить ответ