Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Многим писателям судьба порой может подкинуть такие повороты, о которых трудно было предположить даже в самых смелых снах: сегодня ты пишешь очередной роман фантастического или антиутопического характера, а через сто лет (конечно же, условно) тебя называют пророком, ибо все тобою сочиненное буквально до остатка воплотилось в реальность. И если верить многочисленным заявлениям в медиа среде, люди уже сейчас начинают замечать параллели между нынешним экономическим спадом (или если хотите – застоем) и мировым коллапсом, столь детально описанном писательницей Айн Рэнд на 1200 станицах своей трилогии «Атлант расправил плечи». Фаны писательницы уже окрестили своего кумира пророком – таким себе гуру, учения которого способны спасти нас от полного декаданса. Но почему же за рамками остается вполне логичный вопрос: зачем искать спасение из плачевной ситуации, вызванной неподконтрольными рынками, путем углубления в еще большее отсутствие какого-либо контроля и мониторинга? Парадоксально, но после публикации роман не был принят публикой, и лишь в последние пару десятков лет, сопряженных с регулярными экономическими кризисами, фан-база «Атланта» растет в геометрической прогрессии. Логично ли это? Возможно. Но по воле судьбы я оказался еще одной жертвой, решившей узнать, кто же все-таки этот Джон Голт!

О чем книга

Смутное представление об этом персонаже у читателя начинает формироваться глубоко после середины трилогии. Рэнд изображает Джона Голта своеобразным Прометеем, человеком, который отказался принять возрастающий уровень социализма в американском обществе и укрылся в горах. Естественно, с собой он несет пресловутый огонь – идею о сотворении нового, очищенного от скверны капитализма общества, в который будут приняты лишь его единомышленники. Подобно Прометею – сыну Бога, наделенному всеми полагающимися сверхъестественными силами – Джон Голт обладает своими уникальными силами, в частности удивительным разумом, благодаря которому был создан вечный двигатель. Ряды общества Джона Голта пополняют лишь равные ему по способностям индивиды: исключительно богатые, умные, хорошо выглядящие бизнесмены! Без них весь мир рушится, а точнее – сжирает сам себя. К сожалению, в сравнении с бандой супергероев под предводительством Джона Голта весь внешний мир, слишком занятый аутофагией, выглядит чересчур карикатурно и неправдоподобно.

Более того, абсолютно каждый персонаж из трилогии «Атлант расправил плечи» наделен исключительно одновекторными чертами характера. В мире, созданном Айн Рэнд, нет серых красок: все ее творение делится на черное и белое. Если это главный герой, то обязательно с сильным, волевым характером, сквозь все козни и коварства напролом пробирающийся к источнику добра и добродетели; если же это противник главного героя, то он обязан излучать гниль, коварство и низость всеми своими жестами, словами, поступками. Сразу же вспоминается анекдот, когда обезьяна пытается выбрать, в ряд красивых или умных ей стать, однако в обществе Айн Рэнд все гораздо проще: здесь четко проведена грань между добром и злом, низким и возвышенным, добродетелью и коварством, и именно эта «картонность» не позволяет серьезно оценивать художественную составляющую ее романов.

Каждый желающий может убедиться в этом, составив для себя образ главного действующего персонажа – Дагни Таггерт. Она – очередной супермен в этом романе, всеми своими качествами и способностями явно заслуживающий стать в один ряд с Джоном Голтом, но на это решение уходит слишком много времени и страниц. Она слишком привлекательна, даже в строгом деловом наряде; слишком умна и способна решить любой вопрос, перед которым впадает в отчаяние даже самого грозного вида «морской волк». Ей чуждо все низкое, деньги ее не интересуют; ее заботит лишь дело, которому она посвящает всю свою жизнь – развитие железной дороги. Но если разговор пошел в это русло, так почему же она живет в роскоши, сорит купюрами, подводит друга к измене ради своего порыва похоти, как оказалось позднее, весьма ветряного? Айн Рэнд не дает на это ответ.

Художественная оценка

Наверное, повторюсь, но с художественной точки зрения это произведение не стоит рассматривать как нечто достойное. Роман изобилует массивными философскими отрывками, порой бессмысленными и неуместными (одна только радиотрансляция Джона Голта поместилась на 100 страниц). В книге постоянно звучат одни и те же фразы и идеи, а также ситуации и проблемы, в которых оказываются герои. К концу трилогии от однотипности и предсказуемости буквально начинает тошнить.

Я не люблю забрасывать недочитанные книги, даже если мне они совсем не нравятся. Но дочитав трилогию я задался вопросом: а может в этот раз надо было поступить именно так? И если со всеми художественными недостатками по ходу романа можно было мириться, ведь затронутые проблемы действительно остро преподносятся и в наше время, то окончание книги полностью нивелирует все эти сомнения. Столь бездарной, даже не побоюсь этого слова – идиотской концовки едва ли можно было придумать. Взрывы, бои и выстрелы, сумасшедшие пытки на электрическом стуле, лаборатория, а также очередные супергеройские наклонности бессмертных персонажей произведения – это уже слишком!

И это печально! Особенно учитывая то, с какой серьезностью и почтением многочисленные читатели относятся к данному произведению. Жестокая ирония состоит в том, что вся абсурдность, которую Айн Рэнд пыталась втиснуть в созданный ею мир, оказалась гораздо ближе к ней самой – абсурдность заключена в той настойчивости, с которой писательница пыталась создать ценность за счет всего остального, в том числе запрета на владение этой ценностью.

Отправить ответ

avatar